Математика не кусается.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа "Лесные озера"

Математика не кусается.

 

Математика не кусается.

(Рекомендации для родителей как помочь ребенку не бояться математики)

 

Природа говорит языком математики:

Буквы этого языка – круги, треугольники и иные математические фигуры.

Аристотель.

Посмотрите вокруг себя. На чем бы ни остановился Ваш взгляд, это будет математическое понятие,  математическая фигура или тело, либо математический символ.

Солнце – круг (как мы его видим); дом – параллелепипед. Обратите внимание на наземный пешеходный переход – это параллельные отрезки; дорожные знаки – квадраты, круги, треугольники, шестиугольник. Небо – бесконечность. Так если математика вокруг нас, если наша жизнь связана с ней так или иначе, почему ее боятся?  Почему, собирая первоклассника в школу, родители начинают внушать ему, что математика «очень сложный предмет»? А встретив первые трудности при решении, ребенок  слышит не слова ободрения и поддержки, а:

- «Мне в школе математика тоже не давалась».

- «Я и сейчас ее не понимаю».

Или:

- «Наверное, ты в маму (папу). У нее (его) с  математикой всегда проблемы были!»

И почему знакомые или родственники, интересуясь у ребенка успехами в школе, обязательно спрашивают: «А как дела с математикой?» Сами того не осознавая, взрослые формируют у ребенка беспокойный рефлекс на слово математика.  Даже дети с высокими способностями из-за своего страха перед этим предметом начинают заметно отставать от своих сверстников. Если страх перед математикой возник в раннем возрасте, то он в дальнейшем может вызвать эффект снежного кома - ребенок будет успевать все хуже и все сильнее будет его страх перед этим школьным предметом. Страх, который возник «на пустом месте».

Что делать?

Большинство родителей выводят из душевного равновесия  проблемы ребенка со школьной программой. Но злость и критика в сторону ребенка, что он «бездельничает», «не старается» и «туго соображает» вовсе не решают проблему. И психологи в этом вопросе единодушны – родители должны не нагнетать атмосферу, а снять напряжение, связанное с математикой. Не заставляйте ребенка фиксироваться на неудачах. Что-то пока не получается, но это поправимо.

Тригонометрические уравнения, интегралы и доказательства теорем изучаются не в первом и даже не в шестом классе. Познание математики идет от простого к сложному постепенно, с каждым годом пополняя  и расширяя знания ученика. Но… Начальный «багаж» знаний у ребенка должен быть, иначе для него простое становится сложным сразу.

Желательно с раннего детства знакомить ребенка с миром математики. Играйте в игру «Больше - меньше». Сравнивайте с ним ложки, конфеты, деревья, морковки, и в то же время объясняйте, когда можно сравнивать арбуз и яблоко, а в каком случае нельзя. Чертите по линейке линии, стройте фигуры. Гуляя, обращайте внимание на то, что большинство домов имеют одинаковую форму. Считайте цветочки, птичек, ступеньки.

Детей постарше приобщайте к математике через просьбы посчитать, сколько надо купить, например, мороженого, чтобы всем в семье хватило. Или рассчитайте вместе, сколько потребуется купить рулонов обоев для того, чтобы оклеить детскую комнату. С помощью кухонной посуды, воды  и мерного стакана можно производить измерения объемов тел, а с помощью весов – массы продуктов. Пытайтесь объяснить ребенку на практических примерах то, что ему непонятно теоритически.

Если Ваш ребенок старшеклассник, и он неоднократно жаловался Вам на страх перед сдачей экзамена по математике, организуйте ему занятия с репетитором. Не потому, что он «глупый», «ленивый» и «не способный», а для того, чтобы занятия  математикой проходили чаще, но протекали в другой форме и обстановке.

Погружение детей в то, чего они боятся больше всего (в данном случае - в изучение математики), - это та же идея, которая стоит за известной экспозиционной терапией. Продолжительный контакт со змеями и пауками того человека, который очень сильно их боится, со временем снижает уровень страха. И ребенок, который испытывает стресс от занятий математикой, может извлечь выгоду из длительного времени, проведенного за этим предметом.

Те, у кого присутствуют проблемы с математикой, как правило, не уверены в себе, зависят от мнения родителей или одноклассников, принимают за правду мнение, что они глупы и несообразительны. Такие дети боятся трудностей в чем-то новом, и решение сложной математической задачи для них может быть настоящим тупиком.  

Если Вы желаете своему любимому ребенку удачи в профессиональной сфере, в семейной жизни, желаете, чтобы он выбрал себе занятие по душе и не задумывался о том, связано оно с математикой, или нет,  помогите ему. И пожалуйста, не надо говорить: «Я уже сам (сама) ничего не помню, и вообще, решать задачи никогда не умел (умела)», «Да для меня уравнения – темный лес!»

Нет, уважаемые родители, не так. Берем конфеты, яблоки, денежные купюры и монеты в конце концов, и пытаемся на примитивном уровне объяснить суть задания.

Высокие оценки – это не самоцель. Цели у каждого ребенка свои. Кто-то хочет стать программистом, а кто-то хочет перестать чувствовать тревоги и страхи, связанные с изучением школьной программы. 

Не бойтесь сами, и Ваши дети не будут бояться математики, а будут принимать ее и понимать ее.


Признаки делимости чисел на 7,11,13.

 

Признак делимости – это алгоритм, используя который можно сравнительно быстро определить, является ли рассматриваемое число кратным заранее заданному (т.е. делится ли на него без остатка).

В математике 6 класса рассматриваются признаки делимости на 2,3,5,9,10. Но иногда требуется определить, делится ли число на 7 или 13. Как быть? Иметь «шпаргалку» с признаками делимости!

Признак делимости

Как делаем

Пример

 На 7 делятся те натуральные числа, у которых результат вычитания удвоенной последней цифры из этого числа без последней цифры делится на 7.

берём последнюю цифру числа, удваиваем её и вычитаем из числа, которое осталось без этой последней цифры. Если разность делится на 7, значит, всё число делится на 7. Это действие можно продолжать сколь угодно много раз до того момента, пока не станет понятно: делится или нет число на 7.

Число 17948

1794 - (2 · 8) = 1778

большое число, 

177 - (8 · 2) = 161

повторяем снова, 

16 - (1 · 2) = 14

17948 делится на 7

На 11 делятся только те натуральные числа, у которых сумма цифр, занимающих четные места, равна сумме цифр, занимающих нечетные места, или их разность кратна 11.

складываем все цифры, которые стоят на нечётных местах. Затем складываем все цифры числа, которые стоят на чётных местах.
Если разность между первой суммой и второй кратна 11, то всё число делится на 11.
При этом разность может быть как положительна, так и отрицательна.

Число 7527927 

7+2+9+7 = 25. 

5+7+2 = 14.  

 25 — 14 = 11.

7527927 делится на 11.

Ещё пример: 

7527927  (7+2+9+7 = 25.  5+7+2 = 14.   25 — 14 = 11.

Число 7527927 делится на 11).

Число делится на 13 тогда и только тогда, когда число его десятков, сложенное с учетверённым числом единиц, кратно 13.

 

берём последнюю цифру числа, умножаем её на 4 и складываем с числом без последней цифры.  Если сумма делится на 13, значит, все число делится на 13.
Это действие можно продолжать сколь угодно много раз до того момента, пока не станет понятно: делится или нет число на 13.

Число 595166.
1-й шаг. 59516 + 6*4 = 59540
2-й шаг. 5954 + 0*4 = 5954
3-й шаг. 595 + 4*4 = 611
4-й шаг. 61 + 1*4 = 65
5-й шаг. 6 + 5*4 = 26. Делится на 13.
Значит, число 595166 делится  нацело на  13.

Пример: 221 делится на 13:   22 + 1· 4 = 26 кратно 13.


 

Применение производной в различных областях.

Немного истории.

При изучении изменяющихся величин очень часто возникает вопрос о скорости, о быстроте происходящего изменения. Так мы говорим о скорости движения самолета, поезда, автобуса, ракеты, о скорости падения камня, вращения шкива и т.д. Можно говорить о скорости выполнения определенной работы, о скорости протекания химической реакции, о быстроте роста населения в данном городе. О скорости можно говорить по отношению к любой величине, которая изменяется с течением времени. Для всего этого используется понятие производной.

Метод дифференциального исчисления был создан в XVII и XVIII вв. С возникновением этого метода связаны имена двух великих математиков – И. Ньютона и Г.В. Лейбница.

Производная - одно из фундаментальных понятий математики. Оно возникло в 18 веке. Независимо друг от друга И. Ньютон и Г. Лейбниц разработали теорию дифференциального исчисления.

Исаак Ньютон (1643-1727) - один из создателей дифференциального исчисления. Главный его труд - "Математические начала натуральной философии" - оказал колоссальное влияние на развитие естествознания, стал поворотным пунктом в истории естествознания.

Ньютон ввёл понятие производной, изучая законы механики, тем самым раскрыл её механический смысл. Он заключается в следующем: скорость движения материальной точки в данный момент времени равна производной пути по времени, т.е. Таким образом, если закон движения материальной точки задан уравнением, то для нахождения мгновенной скорости точки в какой-нибудь определённый момент времени нужно найти производную и подставить в неё соответствующее значение t.

Г.В. Лейбниц. (1646-1716) - создатель Берлинской академии наук. Основоположник дифференциального исчисления, ввёл большую часть современной символики математического анализа.

Лейбниц пришёл к понятию производной, решая задачу проведения касательной к произвольной линии, объяснив этим ее геометрический смысл. 

Но это не говорит о том, что до них эти вопросы не изучались. Задолго до этого Архимед (287 до н.э. - 212 до н. э) не только решил задачу на построение касательной к такой сложной кривой, как спираль, применяя при этом предельные переходы, но и сумел найти максимум функции.

Большой вклад в изучение дифференциального исчисления внесли Лопиталь (1661-1704), Бернулли (1744-1807), Лагранж (1736-1813), Гаусс (1777-1855), Коши (1789-1857). Необходимо сказать, что ни Ньютон, ни Лагранж не дали четкого определения производной. Впервые определение производной было сформулировано Коши, и именно это определение стало общепринятым и в настоящее время используется почти во всех курсах анализа.

 

Производная в физике

Физические производные  величины:

?(t) = х/(t) – скорость

a (t)=?/ (t) - ускорение

J (t) = q/(t) - сила тока

C(t) = Q/(t) - теплоемкость

d(l)=m/(l) - линейная плотность

K (t) = l/(t) - коэффициент линейного расширения

? (t)= ?/(t) - угловая скорость

а (t)= ?/(t) - угловое ускорение

N(t) = A/(t) – мощность

Задача. Автомобиль приближается к мосту со скоростью 72 км/ч. У моста висит дорожный знак "36 км/ч". За 7 сек до въезда на мост, водитель нажал на тормозную педаль. С разрешаемой ли скоростью автомобиль въехал на мост, если тормозной путь определяется формулой s=20t-t

Решение.

v(t) = s/ (t)= 20 – 2t = 20 – 2*7 = 6 ( )

Да, т.к. скорость через 7 с. будет равна 6м/с (21,6 км/ч).

Задача. Количество электричества, протекающее через проводник, задаётся формулой

q(t) = t+4/t. В какой момент времени ток в цепи равен нулю?

Решение:

I(t) = q / (t),
I(t) = 1 - 4/t2
1 - 4/t2 =0
Отсюда, t = 2 или t = 2;  t = -2 не подходит по условию задачи

Производная в экономике:

Экономика – основа жизни, а в ней важное место занимает дифференциальное исчисление – аппарат для экономического анализа. Базовая задача экономического анализа – изучение связей экономических величин в виде функций.

Производная в экономике решает важные вопросы:

1. В каком направлении изменится доход государства при увеличении налогов или при введении таможенных пошлин?

2. Увеличится или уменьшится выручка фирмы при увеличениb цены на её продукцию?

В экономике очень часто требуется найти наилучшее или оптимальное значение показателя: наивысшую производительность труда, максимальную прибыль, максимальный выпуск, минимальные издержки и т. д. Каждый показатель представляет собой функцию от одного или нескольких аргументов. Таким образом, нахождение оптимального значения показателя сводится к нахождению экстремума функции.

Производная в экономических  формулах:

П (t) = V / (t) - производительность труда,

где V (t) - объем продукции

J(x) = y / (x) - предельные издержки производства,

где y– издержки производства в зависимости от объема выпускаемой продукции x.

Задача. Оборот предприятия за истекший год описывается через функцию

U (t) =0,15t3- 2t2 + 200, где t - месяцы, U-миллионы.  оборот предприятия за 9 и 10 месяцы.

Решение. Исследуем оборот предприятия с помощью производной: 

U' (t) =0,45t2 - 4t

Меньший оборот был на девятом месяце - 0,45. На 10 месяце - 5.

Задача. Объем продукции V цеха в течение дня зависит от времени по закону 

V(t) = -5/3t3+15/2t2+50t+70, где 1 <= t <= 8

Вычислите производительность труда П при t =7 ч.

Решение:

П (t) = V (t)

П (t) = -5t2+ 15t + 50

П (7) = -5*49 + 15*7 + 50 = - 90 (ед/ч)

Производная в химии

И в химии нашло широкое применение дифференциальное исчисление для построения математических моделей химических реакций и последующего описания их свойств.

Химия - это наука о веществах, о химических превращениях веществ.

Химия изучает закономерности протекания различных реакций.

Скоростью химической реакции называется изменение концентрации реагирующих веществ в единицу времени.

Так как скорость реакции v непрерывно изменяется в ходе процесса, ее обычно выражают производной концентрации реагирующих веществ по времени.

Понятие на языке химии

Обозначение

Понятие на языке математики

Количество в-ва в момент времени

p = p(t0)

Функция

Интервал времени

?t = t– t0

Приращение аргумента

Изменение количества в-ва

?p= p(t0+ ? t ) – p(t0)

Приращение функции

Средняя скорость химической реакции

?p/?t

Отношение приращения функции к приращению аргумента

 

Задача. Пусть количество вещества, вступившего в химическую реакцию, задается зависимостью: р(t) = t  /2 + 3t –3 (моль). Найти скорость химической реакции через 3 секунды.

Решение:

V (t) = p' (t)= t + 3

V(3)= 3+3=6 (моль/с)

Задача. Определить скорость радиоактивного распада, если задан закон радиоактивного распада N (t)=N0 e-?t , где ?= , N0 = 106, T – период полураспада

Решение: N`(t)=(N0 e-?t)` = N0 e-?t(--?t)`= -? N0 e-?t

Какие необходимы данные для получения числового значения?

Биологический смысл производной.

Пусть зависимость между  числом особей популяции микроорганизмов у и временем t её размножения задана уравнением: у=p(t). Пусть ?t-промежуток времени от некоторого начального значения t до t+?t. Тогда у+?у=p(t+?t)- новое значение численности популяции, соответствующее моменту t+?t, а  ?y+p(t+?t)-p(t)-изменение числа особей организмов.

Задача. Рассчитайте на основании имеющихся данных, как будет меняться плотность популяции синиц через год и 2 года, если плотность синиц составляет 260 особей/га. За период размножения из одной кладки яиц в среднем выживает 3 детеныша. В популяции равное число самцов и самок. Смертность синиц постоянна, в среднем за год погибает 27% особей. Найти скорость роста численности популяции в год.

 

Решение: Плотность популяции – это численность популяции на единицу площади. Тогда N0 = 260 особей/га. По условию, в популяции равное число самцов и самок, а значит эффективная численность Ne популяции, равна Ne=100.     

Ne = 100                         Ne = 1

Коэффициент смертности    Ксмер = 27% = 0,27                 

За год  130 пар дает 390 птенцов, т.е.  (260/2)*3 =390

Формула  N1= (Ne  -   Ксмер )( Крожд + N0 )  =(1-0.27)(390+260)= 474  особей за первый год.

Относительный прирост численности популяции ?N= 474/260= 1,82 раза Тогда численность популяции в любой год t  задается функцией

N(t)= 260* 1,82t  где t=1,2,….год

Найдем тогда скорость роста численности популяции

 v(t)= N’(t) = (260*1.82t)’ = 260* (1.82t)’ = 260*1.82t * ln 1.82  (особей/ год)

               N0 = 260 особей.

               N1(1) = 260*1.821= 260*1.82= 474 особи

               N2(2)= 260*1.822= 260*3.3124= 861 особь.

 Анализ результата: Наблюдается ежегодный прирост численности популяции. Такие процессы всегда происходят только в благоприятных условиях среды обитания  для данной популяции.

Заключение.

Обсуждая успехи своего ученика, учитель математики так отозвался о нем: “Он очень мало знает, но у него положительная производная”. Учитель хотел сказать, что скорость приращения знаний у ученика положительная, а это есть залог того, что знания возрастут.

Дата последнего обновления страницы 11.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения