Трушова Анастасия Васильевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа "Лесные озера"

Трушова Анастасия Васильевна

 

Конспект урока

по литературному чтению

по теме: Е.Чарушин.

«Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

(1 класс, ФГОС, УМК «Школа России»)

 

 

 

 

 Составила: Трушова Анастасия Васильевна,

учитель начальных классов

 первой  квалификационной категории

 

 

 

 

2019 год

Цель: познакомить с рассказом Е. Чарушина  «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

Задачи:

 1. Предметные: продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами; способствовать обогащению словаря учащихся.

2.Метапредметные: способствовать формированию универсальных учебных действий:

 • регулятивных – учить принимать роль в учебном сотрудничестве;

 • .познавательных – учить добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;

 • коммуникативных – учить строить монологическое высказывание; строить предположения,  договариваться, приходить к общему решению.

 3.Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в парах, сигнальные атрибуты у обучающихся для оценивания своей работы на уроке.

 

Ход урока.

 1.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.


Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости, дорогие,

Захотели вновь прийти!

 


2.Развитие речевого аппарата.

Девиз: Говорю неторопливо, очень четко и красиво.

Дыхательная гимнастика.

 Голову поднимем выше и легко, легко подышим:

 - спокойное дыхание (вдох через нос, выдох через рот);

 - надуваем воздушный шар;

 Чтение скороговорок и чистоговорок:

 


Как на горке, на пригорке,

Стоят 33 Егорки:

Раз – Егорка, два – Егорка, три – Егорка.

 

 

 

Муха – горюха села на ухо.

 


Выполним упражнения для развития голоса и выработки чёткой и ясной дикции (речевая разминка).

 Ра-ра-ра - начинается игра.

 Ры-ры-ры - у мальчиков шары.

 Ро-ро-ро - у Раи новое ведро.

 Ру-ру-ру - продолжаем мы игру.

 3.Повторение

 -Какое стихотворение дома  читали? («Читалочка»)

 - Постарайтесь при чтении передать радость.

4.Постановка целей и определение темы урока.

 

1)     Инсценировка стихотворения

 


Ученик 1. Я теперь уже читаю,

                   Цифры знаю, буквы знаю.

Ученик 2. Эту тоже?

Ученик 1. Ну а как же?!

                   Скажет каждый во дворе:

                    Перед нами буква «рэ».

Буква Р.  Я – не «рэ», не «рэ», не «рэ»,

                  Хоть пишусь я во «дворе»!

                  Ты найдешь меня в «горах»,

                «Тундре», «речке», «берегах»,

                 Рокочу я громким громом

                 И реву звериным рёвом –

                 Вот тигриным, например:

                 Моё имя – буква «эр»!

Ученик 1. Извините, я не знал…

Ученик 2. Но он правильно читал!

 


- Что мы знаем о букве Р? (Обозначает звонкие звуки [р],  /]

- Расскажите все, что знаете об этих звуках. (согласный, звонкий, непарный, твердый или мягкий)

- Есть ли еще подобные, такой характеристике, звуки? (да: [м],  [н],  [р],  [л])

- Их другое название  - Сонорные звуки.

- Догадайтесь, о какой букве сегодня пойдет речь.

- Прочитай название текста.

-Сегодня мы поговорим о звуке [р] и букве «эр», познакомимся с рассказом Е.Чарушина.

5. Работа по теме урока

1) Чтение слогов-слияний.

 - Буквы живут очень дружно, часто берут друг друга за руки и тогда происходит чудо: они превращаются в слоги, а потом и в слова.

 ра ро ру ры ри ре ря рю

 Назови слова, в которых есть «ре». (карета, реки, крепкий...).

 Назови слова, в которых есть «рю». (рюкзак, хрюша, брюки...).

 Назови слова, в которых есть «ря». (зарядка, ряд, моряк...)

 3)Измени слова так, чтобы каждое обозначало несколько предметов: зверь — звери      (презентация: слайд 1-8)

 Фонарь, букварь, сухарь, пескарь, дверь, уголь, якорь, снегирь, пузырь.

3) Краткая биографическая справка о Евгении Чарушине  ( ПРЕЗЕНТАЦИЯ: слайд 9-13)

 

4) Чтение текста учителем и подготовленными  учениками.

 6. Физкультминутка.  (музыкальная)

7. Продолжение работы по теме урока

1) Работа над произведением.

 Чтение слов с доски с пометкам.

2) Ответы на вопросы:

- О ком был этот рассказ?

 -Какой звук не выговаривал Женя?

 (Р-р-р)

 -Как ребята к этому относились?

- Как вы можете помочь одноклассникам или знакомым детям, которые не могут правильно произносить звуки?

- Прочитайте задание, которое вам предложили авторы учебника к тексту.

 3) Словарная работа

 -Какие слова не мог правильно произнести Женя? Найди в тексте и прочитай.

 -Прочитай, как правильно произносить эти слова:

 Па – ро – ход                                        та – ра – кан                                   ры - ба

 -Запомни их написание

 4) Выборочное чтение – чтение по ролям

 -Прочитаем в начале рассказа разговор детей с Женей по ролям - я за автора, а ты за Женю.

 -Найди и прочитай, что произошло с Женей дальше (куда спрятался, с кем встретился)

 -Прочитайте разговор детей, когда Женя научился выговаривать звук [р].

 -От радости, как он произнес слово «Павлуша».

 -Почему? (научился выговаривать звук)

 -Так, кто обучил мальчика?

 5) Ответ на вопрос учебника

 -Какую ошибку допустил писатель Чарушин в названии своего рассказа? (Женя не умел произносить звук [ р], а не букву эр.)

 6)Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу

 Недаром говорится, что дело мастера боится.

 

 (…Полчаса кричал Женя по вороньи… )

 

 Вывод: трудом можно добиться успеха.

 Повторное чтение названия рассказа.

 -Как еще можно назвать рассказ?

 (Как ворона научила Женю произносить звук [р], Трудная буква).

 

 -Какие черты характера помогли Жене научиться говорить звук [р]? (Настойчивость, упорство).

 Вывод: если потрудишься, постараешься, то всему научишься.

6)» Исправь ошибки в словах»  (работа в парах)

. Исправь ошибки в словах : каландаш, плобка, белка, валежка, клужка, палец, клубок, клыша, кастлюля, клик, глаз, глиб.

8. Рефлексия.

- Какие задания вам понравились на уроке.

- Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных атрибутов.

9. Обобщение. Итог урока.

 -Какое произведение читали на уроке?

 -Кто автор рассказа?

 -Какой звук не мог выговаривать Женя?

 -Научился ли мальчик произносить звук [р]?

 -Давайте и мы закрепим произношение звука [р]

 


 Тигры рычат: «р-р-р»

 Вороны кричат: «кар-р-р»

 Кони хрипят: «хр-р-р»

 Ставни скрипят: «скр-р-р»

 Летит вертолет: «др-р-р»

 

Дата последнего обновления страницы 11.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения