Практический урок географии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа "Лесные озера"

Практический урок географии

 

Практический урок географии с применением функциональной грамотности «Стороны горизонта. Ориентирование»

Учитель: Сандалова О.Б.

5 класс.

Урок-квест на тему: «Стороны горизонта. Ориентирование».

Ключевые слова: география, ориентирование на местности, компас, стороны горизонта.

Цель урока: сформировать у обучающихся представление об ориентировании на местности, способах ориентирования, компасе и его значении в жизни человека, научить обучающихся ориентироваться на местности по карте; закрепить знания о сторонах горизонта, развивать функциональную грамотность учащихся посредством применения полученных знаний при решении конкретных географических задач имеющих практическую направленность.

Задачи урока:

Образовательные:

познакомить обучающихся со способами ориентирования в пространстве;

раскрыть роль компаса, как величайшего изобретения человечества, в развитии географических знаний о Земле.

Развивающие:

развивать у обучающихся географическое мышление, воображение;

продолжить развитие способности применять имеющиеся знания в решении новых практических учебных задач.

Воспитательные:

формировать познавательный интерес к предмету география;

развивать умение работать в группе (команде).

Планируемые результаты:

Личностные:

формировать ответственное отношение к учению;

осознать ценность географических знаний в практической деятельности.

Предметные:

уметь определять стороны горизонта,

уметь пользоваться компасом,

знать способы ориентирования в пространстве,

уметь применять знания для определения своего положения в пространстве.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД: умение организовать свою деятельность, самостоятельно формулировать  цель урока; иметь способность к целеполаганию, уметь работать с измерительными приборами;

познавательные УУД: уметь извлекать информацию из разных источников, понимать цель чтения; излагать содержание задания сжато, выборочно;

коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать в группе, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Тип урока: Формирование навыков и умений.Закрепление изученного материала на практике.

Оборудование: компасы, план местности.

Когнитивный компонент урока: Понятия: ориентирование, стороны горизонта, компас, план местности.

Деятельностный компонент урока: ориентироваться по компасу на местности,  знать особенности плана на местности.

Эмоционально-ценностный компонент урока: понимать расположение сторон горизонта, значение умения ориентироваться в пространстве; осознавать, что ориентирование в пространстве - необходимое умение для человека, обеспечивающее безопасность и сохранение его жизни и здоровья.

Методы обучения: Технология проблемного обучения.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование: план местности, компасы.

Ход урока

I. Начало урока в классе. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Задания на знание понятий:

- Что называется масштабом?

- Какие виды масштабов вы знаете?

- Какие виды карт, отличающихся масштабом, вы знаете?

Задания на проверку умений (математическая грамотность):

1). Выразите численный масштаб именованным:

1:250 000;

1:1 000 000;

1:1 000;

1:50;

1:25 000.

2). Выразите именованный масштаб численным:

В 1 см – 100 м;

В 1 см – 1 км;

В 1 см – 25 км;

В 1 см - 350 км;

В 1 см – 900 км.

3). Начертите в тетрадях прямоугольник 15 км на 30 км в масштабе в 1 см – 5 км.

4). Определите масштаб плана, если дорога длиной 5км на нём имеет длину 10 см.

5). Ученик изобразил на листе бумаги города: Москву, Калининград, Краснодар, Казань, Архангельск. В каком направлении от Москвы изобразил ученик эти города? (Дети открывают атласы, находят города и определяют их направление от Москвы).

Задание на проверку практических навыков:

- Как определить расстояние на местности, имея топографическую карту?

- Как измерить расстояние по карте с помощью линейного масштаба?

- Как перевести именованный масштаб в численный?

- Что нужно выполнить, чтобы перевести численный масштаб в именованный?

III. Закрепление изученного материала. На улице.

1) Сегодня на уроке мы с вами вспомним, какие стороны горизонта вы знаете, как вы их умеете находить, узнаем еще несколько способов нахождения сторон горизонта.

Итак, какие стороны горизонта вы знаете?

2) Учитель называет стороны горизонта  и предлагает обучающимся показывать их руками (руки вверху-север, внизу-юг, рука в направлении справа-восток, слева–запад) .

- Покажите северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад.

-Представьте, что у вас в руке цветик-семицветик. Куда будет лететь лепесток, туда вы должны повернуться:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток.

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

3) А теперь проверим, как вы уже можете определить на местности стороны горизонта.

Работа проводится в группах. Класс делится на 2 команды. Выбирают командира  команды. Каждая команда должна приготовить рассказ об одном из способов нахождения сторон горизонта:

а) по муравейнику;

б) по ветвям одиноко стоящего дерева;

в) по годичным кольцам пней;

г) по таянию снега на крышах, склонах холмов;

д) по Полярной звезде и т. д.

Учитель читает текст. Задача(применение читательской грамотности).

Старые дубы в лесу под напором ветра склонили свои ветви к заходящему солнцу. Возвращаясь в лагерь, по лесу шел турист. Встречный ветер грозил снести ему шляпу, и он придерживал её рукой. Пройдя некоторое расстояние, турист повернул на лево и продолжал свой и путь перпендикулярно пройденной дороге. Стемнело. Небо заволокло тучами. Через некоторое время турист вдруг заметил, что заблудился. Он остановился и стал определять направление своего пути. Компас он не имел. После некоторого раздумья турист сказал: «Зачем я иду на юг? Ведь лагерь должен быть, по-моему, к западу отсюда». И он сделал крутой поворот вправо на 90, так как решил, что западное направление именно это.

- Правильно ли направление пути туриста? (ветер дул с востока на запад. Путник шел против ветра - на восток, потом повернул на лево и пошел на север. Сделав еще поворот направо, он зашагал на восток вместо нужного ему западного направления. Следовательно, турист ошибся.)

- Молодцы! Вы умеете находить стороны горизонта, но посмотрите на план местности на карте.

- Вы обозначены треугольником на плане, а крестиками обозначены точки, до которых вам предстоит дойти по компасу и по карте местности. Вам предстоит дойти до грузовых ворот школы через футбольное поле и яблоневый сад. Первый пункт обозначенный на карте крестиком – это футбольное поле.  В каком направлении вы пойдете сначала до футбольного поля? (На восток). А от футбольного поля в каком направлении предстоит пойти до яблоневого сада, это второй объект, обозначенный крестиком на карте? (На юг) В каком направлении вы пойдете от яблоневого сада в сторону школьных грузовых ворот? Грузовые ворота это конечная точка маршрута, она так же обозначена крестиком (на запад).

- Правильно. Покажите направление на футбольное поле и направление на восток. А теперь покажите направление на яблоневый сад и на направление на юг. Покажите направление на запад и на школьные грузовые ворота.

4) Практические навыки(естественно-научная грамотность).

Учитель спрашивает:

 - Что же  поможет в путешествии?

Загадывает загадку:

И в тайге, и в океане              На ладонь он ляжет весь.

Он отыщет путь любой.        Не часы, а стрелка есть.

Умещается в кармане,           Он в дороге пригодиться -

А ведёт нас за собой.             С ним нигде не заблудиться. (компас)

-Сейчас каждая команда достает компасы, и вспоминаем  «Как работать с компасом».

-Но сначала ответьте, что такое компас? (обучающиеся отвечают: компас это прибор, указывающие направление магнитного меридиана. Служит для определения сторон горизонта и измерения на местности магнитных азимутов).

-Молодцы!

- Теперь давайте установим компас на ровной, горизонтальной поверхности (положить на ладонь). Поворачивайте компас до тех пор, пока направление на север (буква С или тёмная полоса) не совпадёт с тёмным концом магнитной стрелки.

В этом положении стрелка компаса показывает направление север - юг. Ровно положили на ладонь и теперь необходимо идти в  направлении востока, до футбольного поля, с помощью компаса. Выполняется практическое задание, обучающиеся по компасу идут на восток.

     Учитель хвалит команды и предлагает посмотреть на план местности и опять просит детей по компасу определить направление яблоневого сада с помощью компаса ( дети отвечают на юге).

Опять установите компас на ровной, горизонтальной поверхности (положить на ладонь). Поворачивайте компас до тех пор, пока направление на север (буква С или тёмная полоса) не совпадёт с тёмным концом магнитной стрелки.

В этом положении стрелка компаса показывает направление север – юг. Смотрим куда показывает стрелка (на юг) и строго идем по компасу в этом направлении. Выполняется практическое задание, обучающиеся идут до яблоневого сада.

     -Молодцы ребята! Ни кто не сбился с пути! Учитель просит опять посмотреть на план местности и определить направление от яблоневого сада до школьных грузовых ворот (дети отвечают –на западе).

Опять установите компас на ровной, горизонтальной поверхности (положить на ладонь). Поворачивайте компас до тех пор, пока направление на север (буква С или тёмная полоса) не совпадёт с тёмным концом магнитной стрелки.

В этом положении стрелка компаса показывает направление север – юг. Встаем лицом к северу и определяем где находится запад? (дети отвечают слева, поднимают левую руку).

– Правильно. Теперь идем в направлении запада, до последней заданной точки на плане, до школьных грузовых ворот.

Дети идут по компасу до последней заданной точки.

Учитель хвалит детей.

Рефлексия

По  «Сторонам горизонта» показываем ориентирование своей работы сегодня на уроке, поднятием руки в соответствии со сторонами горизонта.

Ориентирование на Север.  Я был активен(а) на уроке. Все понял(а). На уроке мне было интересно.

Ориентирование на Юг. Я работал(а) хорошо, но иногда ошибался(лась). Узнал(а) что-то новое.

Ориентирование на Запад. Я мало работал(а), часто ошибался(лась). Расстроился(лась).

Ориентирование на Восток . Я практически не работал(а) на уроке. Тему не понял(а). Было неинтересно.

Возвращение в класс. Обобщение.

IV. Подведение итогов урока и задание на дом.


Дата последнего обновления страницы 11.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения