Страница Петровой А.С.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа "Лесные озера"

Страница Петровой А.С.

 

Классный час «Солдатские письма»

 

Цель:  способствовать формированию убежденности в необходимости защиты своей страны, в верности воинскому долгу, воинской чести, стойкости, доблести, мужества. 

 

Ход занятия

 

Слайд 1.

Испокон веков уходили на войну мужчины. А женщины оставались дома и ждали весточки от своих сыновей, братьев, любимых.

«Золотой фонд» нашей истории – письма времен Великой Отечественной войны. Они писались в минуты затишья между боями, в окопах, в воронках из-под бомб. Авторы, конечно, не думали, что через столько лет их мысли о войне будут опубликованы. Поэтому они не обращали внимания ни на стиль своих писем, ни на язык – не до этого им было тогда. День за днем и год за годом шли солдатские треугольники с фронта в тыл. И каждый раз, читая эти строки, испытываешь удивительный трепет от встречи с Памятью. Эти страницы бесценны. 

Слайд 2.

Перед вами текст письма к сыну капитана Гавриила Масловского. Это письмо-наказ, письмо-прощание.

«Ну вот, мой милый сын, мы больше не увидимся. Час назад я получил задание от командира дивизии, выполняя которое живым не вернусь. Этого ты, мой милый сын, не пугайся и не унывай. Гордись такой же гордостью, с которой идет твой папа на смерть. Приму все меры, чтобы это письмо переслали тебе, а ты с ним будь осторожен и не пугай свою бабусю. 
Я умираю и вижу свое продолжение. Сын, ты в каждом письме просил и ждал моего возвращения с фронта домой, без обмана, его больше не жди, не огорчайся. 
Прощай, мой сын. Прощай, дорогая жена Поля. Радость вы моя! Люблю, люблю до последней капли крови. Люблю Родину. Целую. Искренне любящий Гавриил". 

Как вы видите, письма – это почти всегда очень личные документы, предназначенные самым близким людям.  

Слайд 3.

Но, по крайней мере, одно послание с фронта было адресовано всем женщинам, которые ждали своих мужчин с войны. 
«Жди меня» – стихотворение с таким названием поэт Константин Симонов написал своей любимой – актрисе Валентине Серовой. Оно было опубликовано трагической зимой 41-го в газете «Правда». Вся армия таскала в левых карманах гимнастерок газетные вырезки. 

«Жди меня» учили наизусть даже люди, далекие от поэзии, переписывали от руки миллион раз плохо отточенными карандашами на истертых треугольниках писем. Никто и не догадывался, что та, для которой были написаны эти строки, не умела ждать и хранить верность. 

Стихами Константина Симонова солдаты объяснялись в любви женам и невестам. Поэт сумел угадать самое главное, самое нужное людям тогда, и помочь им в трудную пору войны.

(Отрывок из стихотворения)

Слайд 4.

Сегодня на уроке мы будем писать письмо – не просто письмо, а письмо ветеранам, которые ценой своей жизни завоевали Великую Победу!

И письмо это будет непростое, а солдатское, сложенное треугольником. Именно такие письма писали солдаты своим близким.
 
Такие "треугольники" не заклеивались, а складывались особым образом. Таким способом решались две задачи: нет необходимости в конверте, и предоставлялся легкий доступ для военных цензоров.
Перед написанием письма надо было сложить треугольник из чистого листа. Обычно это был либо страничный листик из школьной тетрадки, либо – "двойной", вырванный из середины тетради.

Слайд 5.

Складывать треугольник следовало так, как показано на рисунке. Во время войны это умели делать все, даже маленькие дети, которые иногда, играя, складывали "письмо" из куска газеты и "отправляли" папке на фронт.
Первым делом подписывался адрес и пунктиром или линией по кромке намечалась оборотная сторона. Эта оборотная сторона должна оставаться чистой для пометок почтовыми работниками, или для записи, что герой погиб и письмо возвращается адресату.
После этого лист разворачивался, и писалось письмо.

Слайд 6. 

Текст на листе размещался так, что заполнялись все свободные места, кроме адресной и оборотной треугольных поверхностей листа.
Во время войны школьные тетрадки выдавались по счету, учительница пересчитывала листы, а страницы нумеровались. Тетрадку можно было купить, но в магазине они продавались редко. Поэтому письмо писалось убористым почерком, и заполнялись все поля, пригодные для письма. Но лицевая сторона с адресом и чистая оборотная береглись.
В случае гибели адресата, адресная сторона перечеркивалась крест-на-крест, но так, что оставался понятным обратный адрес. Запись о гибели делалась на "чистой" стороне треугольника. Иногда такое обратное письмо не доходило до адреса, особенно в случаях, если адресат пропал без вести или расстрелян за трусость. А иногда вернувшийся с "крестом" на адресной стороне треугольник заменял "похоронку".

Если боец попадал в другую часть, госпиталь или лазарет, на "чистой" стороне писался новый адрес. Такие переадресованные письма никогда не возвращались пославшему адресату, ибо возвращенное письмо приравнивалось похоронке. Некоторые письма "гуляли" годами и находили солдата через несколько лет после войны.

 

Учащиеся складывают письмо и украшают его.

Дата последнего обновления страницы 11.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения